Аудит сайта — это проверка ресурса на соответствие определенным требованиям. В процессе аудита выявляются ошибки, которые могут повлиять на эффективность работы сайта, индексацию поисковыми роботами и ранжирование в поисковой выдаче.

Из чего состоит аудит сайта


Технический аудит

Технический аудит подразумевает проверку параметров, которые могут влиять на индексацию сайта, а также на его работу.
- Статус и заголовки ответа сервера (статус 404, заголовки Expires, Last-Modified и If-Modified-Since).
- Работа CMS.
- Дубли страниц.
- Файл robots.txt.
- Валидность HTML-кода.
- Кодировка на страницах сайта.
- Скорость загрузки страниц.

Аудит структуры

Структура сайта должна быть понятной и логичной. Это упрощает навигацию на сайте для пользователей и поисковых роботов, что повышает шансы на успешное продвижение. На этом этапе необходимо проверить:
- Быстродоступность страниц сайта (максимум в три клика).
- Наличие сквозных ссылок на важные разделы (главная, «Оплата и доставка», «Контакты» и т. д.).
- Наличие «хлебных крошек».
- Наличие файла Sitemap.
- Состояние URL внутренних страниц (должны генерироваться ЧП).

Аудит контента и параметров внутренней оптимизации страниц

Контент — ключевой показатель качества сайта. Здесь нужно проверить:
- Корректность заполнения Title и Description.
- Наличие микроразметки.
- Наличие качественных уникальных текстов оптимального объема без грамматических ошибок и спама ключевыми словами.
- Наличие только одного заголовка H1 на странице.
- Форматирование и оформление текстов: разделен ли текст на блоки, выделена ли ключевая информация, есть ли нужные изображения, таблицы, списки, удобен ли шрифт для чтения.
- Отсутствие битых и дублирующихся ссылок на сайте.
- Наличие и уместность внутренней перелинковки.
- Закрыты ли от индексации ссылки на сторонние сайты.
- Прописаны ли все нужные теги и атрибуты для изображений.

Аудит юзабилити

Поисковики большое внимание уделяют поведенческим факторам. Юзабилити напрямую влияет на то, насколько пользователям удобно находиться на сайте и пользоваться его функционалом. При проверке нужно определить:
- Корректность отображения контента: оптимальный размер шрифта, положение различных блоков и элементов.
- Адаптивность сайта под разные устройства пользователя или наличие мобильной версии.
- Наличие поиска по сайту и системы фильтров.
- Выделяется ли визуально активный пункт меню (в котором находится пользователь).
- Исправность работы корзины, форм для заказа.
- Размер форм и проверка правильности заполнения поле.
- Не мешают ли просмотру контента виджеты, всплывающие окна или другие элементы.
- Наличие интерактивных элементов, например, карты проезда.

Аудит коммерческих факторов

Здесь проверяется то, в какой степени сайт решает задачу конвертации посетителя в клиента:
- Добавлен ли сайт в сервисы Google My Business, «Яндекс.Справочник».
- Указаны ли на сайте все доступные способы связи с компанией (номера телефонов, e-mail, мессенджеры).
- Наличие корректно настроенных сервисов онлайн-консультанта и обратного звонка.
- Наличие формы обратной связи.
- Есть ли на сайте раздел с информацией о способах оплаты и доставки.
- Наличие юридической информации и реквизитов.
- Наличие призывов к действию в текстах, CTA-кнопок.
- Раскрывают ли тексты преимущества продуктов компании (товаров или услуг) и побуждают ли к покупке.
- Есть ли на сайте кнопки социальной активности.



Результаты


После проведения аудита вырабатываются рекомендации по тем пунктам, которые не соответствуют требованиям и могут негативно повлиять на ранжирование или конверсию. Результатом проведения аудита должно стать проведение работы специалистов, отвечающих за ту или иную область оптимизации сайта: программист, верстальщик, дизайнер, копирайтер и т.д.